Александра Косинцева (Гунхильд)

КИР Северный Ветер

г.Екатеринбург

 

Сакральный образ вождя

в Скандинавии эпохи викингов.

(тезисы курсовой работы)

 

Проблема взаимосвязи власти божественной и власти земной издавна занимала умы не только историков, но и философов, и теологов. Во многих обществах древности правитель считался существом сакральным, неким образом связанным с богами: либо через мифологических предков, т. е. генетически, либо, позднее, через обряд посвящения – мистически (например, в христианстве). Для рассмотрения этой проблемы необходимо выяснить, во-первых, представления о происхождении верховной власти, источнике ее сакральности и, во-вторых, в какой форме мыслилось проявление этой сверхъестественной силы, ее влияние на окружающую природу и людей. В данной работе эта проблема рассматривается на материале Скандинавских стран эпохи викингов (IX-XI вв.).

Этот период дополнительно интересен тем, что именно в это время язычество вытесняется христианством и, соответственно, изменяются представления о характере сакральности верховной власти. Эта проблема также представляет собой немалый интерес для исследователей, так как многие страны Европы в свое время проделали такой же путь. В связи с этим хронологические рамки данной работы включают в себя и ХII век для более полного раскрытия данной тенденции.

Свидетельства подобных представлений можно найти в целом ряде источников от первых сведений о выделении вождей в особые роды у Тацита, до собственно скандинавских источников таких как саги, скальдическая поэзия и Старшая и Младшая Эдды. Хотя некоторые из этих источников были написаны позже изучаемого периода, они достаточно точно отражают представления, характерные для людей той эпохи. Так же в работе использовались такие источники западноевропейского происхождения, как житие святого Ансгария и «Деяния архиепископов гамбургбременских» Адама Бременского, которые представляют интерес для изучения процесса христианизации в Северной Европе.

 

1. Источником сакральности королевской власти считалось происхождение вождей, конунгов от богов. В «Саге об Инглингах» рассказывается легенда о основании государства на территории Скандинавского полуострова и качестве его основателя и первого правителя называется Один, глава асов в скандинавской мифологии. Именно он устанавливает законы, по которым существует государство. Далее в саге перечисляется ряд мифологических и исторических правителей, при этом основателем династии называется Фрейр (бог плодородия), которого также называют Ингви, поэтому вся династия зовется Инглингам. Как видно из этой саги своей сверхъестественной силой конунги были обязаны своему родству с богами, т. е. ее происхождение «генетическое», поэтому силой и правом на власть в той или иной степени обладают все члены рода.

2. Проявлением этой силы считалось общее благополучие страны при том или ином правителе. Происхождение наделяло их особой силой, способностью влиять на урожай, «удачей». Чем знатнее человек, чем он могущественнее, тем больше у него этой силы. Богатство, воинские победы, плодородие земли, даже внешность – всё это было проявлением сакральной силы вождя. Обязанностью конунгов было демонстрировать эту силу постоянно. Мир и благополучие были такими же признаками силы, как и удача в военных походах. Конунг как бы распространял свою силу на своих людей и свою страну. Пиры и подарки выполняли своеобразную роль обмена силой.Так как своим благополучием конунг и его страна во многом были обязаны богам, то одной из центральных (в понимании людей той эпохи) обязанностей и привилегий правителя было жертвоприношение. Именно отказ от них упоминается в сагах как одна из главных причин противоречий между конунгами-христианизаторами и их подданными.

3. Христианство изменило мировосприятие скандинавов. Конунги официально перестали считаться потомками богов и утратили свои жреческие функции. Хотя в сознании людей этот переворот произошёл не сразу, а в течение нескольких поколений. Но власть конунгов по-прежнему имела под собой некие сакральные основания. Теперь верховная власть освящалась Богом через помазание на царство, а церковь стала опорой королевской власти даже более стабильной, чем язычество. Отныне права на корону имел не весь род, имеющий общее происхождение от богов, а конкретный человек, и только он считался обладателем сакральной силы, которую дал лично ему Бог. Судьбу сменила божья воля, а «удачу» - провидение. Конечно, происхождение по-прежнему играло очень важную роль, но именно помазание на царство давало человеку право на власть. На смену языческому вождю пришел христианский король, а генетическая природа его сакральности превратилась в мистическую.

Hosted by uCoz